пятница, 12 октября 2012 г.

Особенности привлечения иностранного капитала в банковскую систему Беларуси

В отношении банков, контролируемых нерезидентами, в Беларуси были предусмотрены повышенные требования к минимальному размеру уставного капитала. Если для коммерческих банков минимальный размер был установлен в размере 2 млн ЭКЮ, то в отношении банков с долей нерезидентов в уставном капитале, превышающей 20%, - 5    млн ЭКЮ.
Лимиты на участие иностранного капитала в банковской системе в 1990-е гг. не были предусмотрены, однако на зарубежных инвесторов также распространялась норма, в соответствии с которой доля одного акционера (частного белорусского либо иностранного) в уставном капитале не должна превышать 35%. Такое ограничение требовало от инвесторов создавать партнерство или консорциум для получения контроля над кредитной организацией.

В этот период приток иностранного банковского капитала был ограниченным. В 1990-х - начале 2000-х гг. отмечались лишь единичные случаи проникновения иностранных кредитных организаций на рынок банковских услуг. По данным Национального банка Республики Беларусь, на начало 2000 г. доля иностранного капитала в совокупном уставном фонде банковской системы составляла около 4% [1].

В целом в 1990-е гг. в республике сформировалась банковская система, основу которой сейчас составляют несколько государственных банков. Они доминируют на национальном рынке банковских услуг как по доле в совокупном уставном капитале, так и в совокупных активах. Фактически банковская система Беларуси схожа с китайской, где основным звеном выступают четыре государственных банка [2].

Начиная с 2000-х гг. политика в отношении иностранных банков меняется. Особенность белорусской модели в этот период состояла в контролируемом допуске кредитных организаций с участием нерезидентов. В 2001 г. в стране была введена 25%-ная квота на участие иностранного банковского капитала. В соответствии с принятым Банковским кодексом Республики Беларусь, который заменил ранее действовавший закон о банках и банковской деятельности, квота на участие иностранного капитала устанавливается Национальным банком по согласованию с президентом республики. Она рассчитывается как отношение уставного капитала, сформированного за счет нерезидентов, и уставного фонда дочерних банков иностранных кредитных организаций к совокупному уставному капиталу банковской системы.
Беларусь изменила также организационно-правовые формы участия иностранного капитала в национальной банковской системе. Так, зарубежные банки вправе создавать дочерние банки и представительства, но функционирование филиалов банков-нерезидентов не разрешено. В новой редакции Банковского кодекса учреждение филиалов банков-нерезидентов также не предусмотрено.

В 2002-2004 гг. в Беларуси был зарегистрирован целый ряд банков, контролируемых нерезидентами (табл. 1). И если в 1990-х гг. кредитные организации с участием нерезидентов создавались как совместные, т. е. с участием иностранного и белорусского капитала, то в 2000-е гг. - с почти 100%-ными иностранными инвестициями.


С середины первого десятилетия XXI в. политика Беларуси в отношении иностранных банков снова меняется -допуск их в национальную банковскую систему становится более широким.

Во-первых, изменился метод внедрения иностранных банков на белорусский рынок банковских услуг, который теперь заключался в покупке уже существующих кредитных организаций. Так, в 2003 г. Райффайзенбанк приобрел пакет акций Приорбанка и увеличил долю в уставном капитале. В 2008 г. Банк Грузии поглотил Белорусский народный банк. В том же году ливанский банк Франсабанк приобрел белорусский «Золотой талер». В 2007 г. было зарегистрировано сразу несколько сделок: ВТБ выкупил долю российской Славнефти в одноименном белорусском банке, украинский Дельтабанк приобрел 100% Атомбан-ка, а Межторгбанк перешел в собственность российского Альфа-Банка.

Во-вторых, Меморандум об экономической и финансовой политике Республики Беларусь, подготовленный в связи с запросом о предоставлении финансовой поддержки со стороны Международного валютного фонда, предполагал проведение частичной приватизации белорусской банковской системы, в которой доминирует государственный капитал. В частности, предполагалась продажа контрольного пакета акций двух государственных кредитных организаций (Белпромстройбанка и Бе-линвестбанка) и миноритарных пакетов Беларусбанка и Белагропромбанка. К середине 2012 г. только Белпром-стройбанк был продан стратегическому инвестору - российскому Сбербанку. Однако Беларусь не отказывается от приватизации названных активов, а ждет восстановления рынков для поиска инвесторов. Помимо этого, планы приватизации немного расширились, и власти республики планируют приватизацию Паритетбанка и миноритарного пакета банка ВТБ.

В-третьих, изменились законодательные ограничения на допуск нерезидентов на национальный банковский рынок. Так, в 2008 г. была увеличена квота на участие кредитных организаций с иностранным капиталом в банковской системе Беларуси с 25 до 50%.

В-четвертых, финансовая интеграция в рамках Единого экономического пространства в перспективе вынудит Беларусь либерализовать режим допуска российских и казахстанских банков на национальный рынок. В частности, центральные банки России и Беларуси уже подписали соглашение о взаимном допуске национальных банков на валютные рынки друг друга на условиях не менее благоприятных, чем для местных кредитных организаций.

Доля иностранных инвестиций в совокупном уставном капитале банковской системы Беларуси увеличилась с 4% на начало 2000 г. до 14,54% на начало 2012 г. Наибольшие темпы роста были зарегистрированы в период острой фазы финансового кризиса, когда многие материнские банки были вынуждены увеличивать уставный капитал своих дочерних учреждений в Беларуси.

Доля банков с иностранными инвестициями достигла максимума в банковской системе Беларуси к 01.10.2011, когда она составила 28,89% [рис. 1).

Однако в течение 2011 г. их роль значительно снизилась: это не связано с уходом иностранных кредитных организаций с рынка, а вызвано опережающими темпами роста уставного капитала госбанков. Так, в IV квартале банки, контролируемые  лорусской банковской системы, в которой доминирует государственный капитал. В частности, предполагалась продажа контрольного пакета акций двух государственных кредитных организаций (Белпромстройбанка и Бе-линвестбанка) и миноритарных пакетов Беларусбанка и Белагропромбанка. К середине 2012 г. только Белпром-стройбанк был продан стратегическому инвестору - российскому Сбербанку. Однако Беларусь не отказывается от приватизации названных активов, а ждет восстановления рынков для поиска инвесторов. Помимо этого, планы приватизации немного расширились, и власти республики планируют приватизацию Паритетбанка и миноритарного пакета банка ВТБ.

В-третьих, изменились законодательные ограничения на допуск нерезидентов на национальный банковский рынок. Так, в 2008 г. была увеличена квота на участие кредитных организаций с иностранным капиталом в банковской системе Беларуси с 25 до 50%.

В-четвертых, финансовая интеграция в рамках Единого экономического пространства в перспективе вынудит Беларусь либерализовать режим допуска российских и казахстанских банков на национальный рынок. В частности, центральные банки России и Беларуси уже подписали соглашение о взаимном допуске национальных банков на валютные рынки друг друга на условиях не менее благоприятных, чем для местных кредитных организаций.

Доля иностранных инвестиций в совокупном уставном капитале банковской системы Беларуси увеличилась с 4% на начало 2000 г. до 14,54% на начало 2012 г. Наибольшие темпы роста были зарегистрированы в период острой фазы финансового кризиса, когда многие материнские банки были вынуждены увеличивать уставный капитал своих дочерних учреждений в Беларуси.

Доля банков с иностранными инвестициями достигла максимума в банковской системе Беларуси к 01.10.2011, когда она составила 28,89% [рис. 1).
Однако в течение 2011 г. их роль значительно снизилась: это не связано с уходом иностранных кредитных организаций с рынка, а вызвано опережающими темпами роста уставного капитала госбанков. Так, в IV квартале банки, контролируемые лорусской банковской системы, в которой доминирует государственный капитал. В частности, предполагалась продажа контрольного пакета акций двух государственных кредитных организаций (Белпромстройбанка и Бе-линвестбанка) и миноритарных пакетов Беларусбанка и Белагропромбанка. К середине 2012 г. только Белпром-стройбанк был продан стратегическому инвестору - российскому Сбербанку. Однако Беларусь не отказывается от приватизации названных активов, а ждет восстановления рынков для поиска инвесторов. Помимо этого, планы приватизации немного расширились, и власти республики планируют приватизацию Паритетбанка и миноритарного пакета банка ВТБ.

В-третьих, изменились законодательные ограничения на допуск нерезидентов на национальный банковский рынок. Так, в 2008 г. была увеличена квота на участие кредитных организаций с иностранным капиталом в банковской системе Беларуси с 25 до 50%.

В-четвертых, финансовая интеграция в рамках Единого экономического пространства в перспективе вынудит Беларусь либерализовать режим допуска российских и казахстанских банков на национальный рынок. В частности, центральные банки России и Беларуси уже подписали соглашение о взаимном допуске национальных банков на валютные рынки друг друга на условиях не менее благоприятных, чем для местных кредитных организаций.

Доля иностранных инвестиций в совокупном уставном капитале банковской системы Беларуси увеличилась с 4% на начало 2000 г. до 14,54% на начало 2012 г. Наибольшие темпы роста были зарегистрированы в период острой фазы финансового кризиса, когда многие материнские банки были вынуждены увеличивать уставный капитал своих дочерних учреждений в Беларуси.

Доля банков с иностранными инвестициями достигла максимума в банковской системе Беларуси к 01.10.2011, когда она составила 28,89% [рис. 1). Однако в течение 2011 г. их роль значительно снизилась: это не связано с уходом иностранных кредитных организаций с рынка, а вызвано опережающими темпами роста уставного капитала госбанков. Так, в IV квартале банки, контролируемые государством, увеличили свои уставные капиталы более чем в 2,5 раза, тогда как кредитные организации с участием иностранных инвестиций - всего на 32,6%.

Целесообразно рассмотреть также динамику доли банков с иностранными инвестициями в активах банковской системы Беларуси. Эта динамика показывает рост удельного веса активов кредитных организаций, контролируемых нерезидентами, при снижении их доли в совокупном уставном капитале (рис. 2). Так, в начале 2012 г. их доля в уставном капитале составляла 14,54%, тогда как в активах - 33,63%.

Такая разнонаправленная динамика доли активов и уставного капитала свидетельствует, во-первых, о повышении роли банков с иностранными инвестициями в экономике страны за счет увеличения их активных операций, во-вторых, об увеличении капитализации государственных банков, что статистически вызывает снижение доли иностранных кредитных организаций в уставном капитале.
Еще одной особенностью привлечения иностранных банков в Беларуси является их количественное превосходство в банковской системе страны. По состоянию на

1    января 2012 г. в Беларуси функционировал 31 банк, из них 26 - с участием иностранного капитала, среди которых 23 контролировались нерезидентами [3]. Вместе с тем, их влияние на конкуренцию в банковской системе ограничено за счет высокой концентрации банковского капитала, преимущественно государственного.

Странами происхождения иностранного капитала в Беларуси выступают Россия, Австрия, Кипр, Великобритания, Украина, Нидерланды, Люксембург, Казахстан, Швейцария, Иран, Латвия, Ирландия, США, Чехия и другие [4]. Однако главная роль здесь у российских кредитных организаций.



1 комментарий:

  1. Я, Абалкина Анна Александровна, являюсь автором этого материала, который был опубликован в журнале Банковское дело, 2012, №8. Я не давала Вам разрешения на его публикацию в данном блоге. Тем более Вы позволили себе его опубликование без указания моего авторства. Уберите данный текст с сайта. Абалкина А.А.

    ОтветитьУдалить